![]() |
![]() |
![]() |
|
Как написать изложение
Администрация. Обновлено: 19 Сентябрь 2014
Виды изложения. Методика проведения изложения. Подготовка к ГИА. 9 класс. Традиционно выделяют следующие виды изложения.
Особенности всех этих видов изложений хорошо известны учителю. Надо отметить, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собственные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и, разумеется, разные виды работы, иначе скуки и однообразия – главного врага любой деятельности – не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало (нужно ведь ещё и программу проходить), лучше всего для тренировки подбирать небольшие тексты и тренировать какое- то одно определённое умение. Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого прочтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту работу отводится обычно 5-7 минут. Учитель читает текст изложения второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст ещё раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т. п. И только после этого пишут изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне – со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу. Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным наших экспериментов, менее 10%) умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателями. Список литературы Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( учебно – методические материалы). – Самара, 2014, ООО «Самбр принт» , Самара, 2014. |
Главная |